Инклюзивное образование

Инклюзивное образование – важная часть процесса развития общего образования, которая не только подразумевает доступность образования для всех детей, но и обеспечивает доступ к образованию для ребят с особыми потребностями.

Инклюзивное (франц. – «включающий в себя», от лат. «заключаю, включаю») или включенное, образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах и ДУ.

Каждый ребенок, каким бы он ни был, – это прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права.

Можно выделить восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее достигается в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества:

социального характера:

- развитие самостоятельности через предоставление помощи;

- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;

- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;

психологического характера:

- исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности;

медицинского характера:

- подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;

- исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

педагогического характера:

- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);

- активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.

НО … взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции такого ребенка в общество – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно-белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

Детство – важнейший период

человеческой жизни:

не подготовка к будущей жизни,

а самая настоящая, яркая.

самобытная, неповторимая ЖИЗНЬ.

 

Каждый имеет право быть разным

По инициативе Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь в сотрудничестве с Национальной государственной телерадиокомпанией Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь и телестудией «Новый город» создан телевизионный цикл «Каждый имеет право быть разным», который состоит из 21 фильма, направленного на формирование позитивного отношения к детям с особенностями развития. Посмотреть фильмы можно по ссылке: http://special.unicef.by/video/

свернуть

Толерантное общество

Толерантность - дорога к миру

Общественное объединение «Белорусское общество глухих»

Общение с инвалидами-колясочниками и оказание помощи при преодолении барьеров

«Ясный язык» – доступная информация для всех

поделиться в: